2.2.1. Организации "с классом v" в системах именных "классов" аваро-андо-цезских и нахских языков

 

Язык Организации
единственного числа
Организации 
множественного числа
андийский (в.г.)
андийский (н.г.)
кл. v
кл. v
кл. j
кл. j
кл. b
кл. b
кл. r
   —  
кл. v
кл. v
кл. j
кл. j
кл. b
кл. b
кл. r
   —  
цезский кл.    кл. j кл. b кл. r
гинухский кл.    кл. j кл. b кл. r
гунзибский кл.   кл. j кл. b кл. r
хваршинский кл.   кл. j кл. b кл. l
бежтинский кл.   кл. j кл. b    — 
годоберинский кл. v кл. j кл. b    — 
каратинский кл. v кл. j кл. b    — 
ахвахский кл. v кл. j кл. b    — 
багвалинский кл. v кл. j кл. b    — 
тиндинский кл. v кл. j кл. b    — 
аварский кл. v кл. j кл. b    — 
ботлихский кл. v кл. j кл. b    — 
чамалинский кл. v кл. j кл. b кл. d
чеченский кл. v кл. j кл. b кл. d
ингушский кл. v кл. j кл. b кл. d
бацбийский кл. v кл. j кл. b кл. d

 Организации «с классом v» в системах именных классов аваро-андо-цезских и нахских языков  организации единственного числа всех аваро-андо-цезских и нахских языков и организации множественного числа андийского языка.

 Представлены они однотипными по структуре четырехклассными: «класс v(  «класс j»  «класс b»  «класс r/d»  и трехклассными: «класс v(  «класс j»  «класс b»  организациями.

 Все организации «с классом v» имена [кто?] представляют «классом v» и «классом j». Имена [кто?] в «классе d» в некоторых из них   относительно позднее явление и будет рассмотрено при освещении истории их становления.

 Носителями аваро-андо-цезских и нахских языков в организациях «с классом v» собственных языков «класс v» понимается мужским «классом», а «класс j»  женским «классом», «класс b» и «класс r/d»  «классами» вещи.

 В четырехклассных организациях  с «классом v» представлены все члены полного ряда «классов»: «класс v»  «классj»  «класс b»  «класс r/d» аваро-андо-цезских и нахских языков, в трехклассных организациях «с классом v»  только первые три члена этого ряда: «класс v»  «класс j»  «класс b».

 Последовательность «классов» в структурах организаций «с классом v» соответствует их последовательности, определенной для полного ряда «классов» аваро-андо-цезских и нахских языков, что позволяет использовать при сравнительной их характеристике прием наложения организаций друг на друга.

 По степени нарастания прозрачности критериев распределения имен по «классам организации «с классом v»располагаются в следующей последовательности.

    Четырехклассная «класс v»  «класс j»  «класс b»  «класс d» организация единственного числа 
     в бацбийском языке:
«класс v»  названия [мужчины], названия отдельных мифологических персонажей [кто?];
«класс j»  названия [женщины] [кто?]; названия [живые существа, неживая природа (часть)]  [что?];
«класс b»  названия [живые существа, неживая природа (часть)] [что?];
«класс d»  названия [живые существа, неживая природа (часть)] [что?], 
                   собирательные названия человека [кто?].

    Четырехклассная «класс v»  «класс j»  «класс b»  «класс d» организация единственного числа 
     в чеченском языке:
«класс v»  названия [мужчины], названия отдельных мифологических персонажей [кто?];
«класс j»  названия [женщины] [кто?]; названия [живые существа, неживая природа (часть)]  [что?];
«класс b»  названия [живые существа, неживая природа (часть)] [что?];
«класс d»  названия [живые существа, неживая природа (часть)] [что?],
                   собирательные названия человека [кто?].

     Четырехклассная «класс v»  «класс j»  «класс b»  «класс d» организация единственного числа 
      в ингушском языке:
«класс v»  названия [мужчины], названия отдельных мифологических персонажей [кто?];
«класс j»  названия [женщины] [кто?], названия [живые существа, неживая природа (часть)]  [что?];
«класс b»  названия [живые существа, неживая природа (часть)] [что?];
«класс d»  названия [живые существа, неживая природа (часть)] [что?],
                   собирательные названия человека [кто?].

    Четырехклассная «класс v»  «класс j»  «класс b»  «класс d» организация единственного числа 
     в чамалинском  языке:
«класс v»  названия [мужчины], названия отдельных мифологических персонажей [кто?];

«класс j»  названия [женщины] [кто?], названия [живые существа, неживая природа (часть)]  [что?];
«класс b»  названия [живые существа, неживая природа (часть)] [что?];
«класс d(n,l)»  названия [живые существа, неживая природа (часть)] [что?].

    Четырехклассная «класс »  «класс j»  «класс b»  «класс r» организация единственного числа 
     в гинухском языке:
«класс »  названия [мужчины], названия отдельных мифологических персонажей [кто?]; 
«класс j»  названия [женщины] [кто?], названия [неживая природа (часть)]  [что?];
«класс b»  названия [живые существа; неживая природа (часть)] [что?];
«класс r»  названия [неживая природа (часть)] [что?].

    Четырехклассная «класс »  «класс j»  «класс b»  «класс r» организация единственного числа 
     в гунзибском языке
:
«класс »  названия [мужчины], названия отдельных мифологических  персонажей [кто?];
«класс j»  названия [женщины] [кто?], названия [неживая природа] [что?];
«класс b»  названия [живые существа; неживая природа (часть)] [что?];
«класс r»  названия [неживая природа (часть)] [что?].

    Четырехклассная «класс v»  «класс j»  «класс b»  «класс r» организация множественного числа 
     в андийском  языке (в.г.):
«класс v»  названия [мужчины], названия отдельных мифологических персонажей [кто?];                                                  
«класс j»  названия [женщины] [кто?], названия [живые существа]  [что?];
«класс b»  названия [неживая природа (часть)] [что?];
«класс r»  названия [неживая природа (часть)] [что?].

    Четырехклассная «класс »  «класс j»  «класс b»  «класс l» организация единственного числа 
     в хваршинском языке:
«класс »  названия [мужчины], названия отдельных мифологических персонажей [кто?];
«класс j»  названия [женщины] [кто?], названия человека, относящиеся к обоим полам [кто?],
                   названия [живые существа, неживая природа (часть)] [что?];
«класс b»  названия [живые существа, неживая природа (часть)] [что?];
«класс l»  названия [неживая природа (часть)] [что?].

    Четырехклассная «класс v»  «класс j»  «класс b»  «класс r» организация единственного числа 
     в андийском языке (в.г.):
«класс v»  названия [мужчины], названия отдельных мифологических персонажей [кто?];
«класс j»  названия [женщины] [кто?], названия [живые существа] [что?];
«класс b»  названия [неживая природа (часть)] [что?];
«класс r»  названия [неживая природа (большинство)] [что?].

    Четырехклассная «класс »  «класс j»  «класс b»  «класс r» организация единственного числа 
     в цезском языке:
«класс »  названия [мужчины], названия отдельных мифологических персонажей [кто?];
«класс j»  названия [женщины] [кто?],
«класс b»  названия [живые существа; неживая природа (часть)] [что?];
«класс r»  названия [неживая природа (часть)] [что?].

    Трехклассная «класс »  «класс j»  «класс b» организация единственного числа  
     в бежтинском языке:
«класс »  названия [мужчины], названия отдельных мифологических персонажей [кто?];                                                
«класс j»  названия [женщины] [кто?], названия [живые существа, неживая природа (часть)] [что?];
«класс b»  названия [живые существа, неживая природа (часть)] [что?].

    Трехклассные «класс v» – «класс j» – «класс b»  организации единственного числа 
     в аварском, ботлихском, годоберинском, каратинском, ахвахском, багвалинском, тиндинском, 
     андийском (н.г.), а также трехклассная организация «класс v»  «класс 
j»  «класс b» 
     множественного числа в андийском (н.г.):
«класс v»  названия [мужчины], названия отдельных мифологических персонажей [кто?];
«класс j»  названия [женщины] [кто?],
«класс b»  названия [живые существа, неживая природа] [что?].

Структура содержания «классов» в организациях «с классом v» 
в аваро-андо-цезских и нахских языках

В четырехклассных органиациях

«Класс»         Организация Структура содержания «класса»
кл. v ед. ч. в бацбийском
ед. ч. в чеченском
ед. ч. в ингушском
ед. ч. в чамалинском
ед. ч. в гинухском
ед. ч. в гунзибском
мн. ч. в андийском (в.г.)
ед. ч. в хваршинском
ед. ч. в андийском (в.г.)
ед. ч. в цезском
названия [мужчины],
названия отдельных мифологических
                                персонажей [кто?]
кл. j ед. ч. в бацбийском
ед. ч. в чеченском
ед. ч. в ингушском
ед. ч. в чамалинском
названия [женщины] [кто?],
названия [живые существа,
                неживая природа] [что?]
ед. ч. в гинухском
ед. ч. в гунзибском
названия [женщины] [кто?],
названия [неживая природа] [что?]
мн. ч. в андийском (в.г.) названия [женщины] [кто?],
названия [живые существа] [что?]
ед. ч. в хваршинском названия [женщины] [кто?],
названия [живые существа,  
                неживая природа] [что?],
названия, относящиеся и  к мужчине,
                                     и к женщине [кто?]
ед. ч. в андийском (в.г.)
ед. ч. в цезском
названия [женщины] [кто?]
кл. b ед. ч. в бацбийском
ед. ч. в чеченском
ед. ч. в ингушском
ед. ч. в чамалинском
ед. ч. в гинухском
ед. ч. в гунзибском
ед. ч. в хваршинском
ед. ч. в цезском
ед. ч. в андийском (в.г.) 
названия [живые существа,
                неживая природа] [что?]
мн. ч. в андийском (в.г.) названия [неживая природа] [что?] 
кл. r/d ед. ч. в бацбийском названия [живые существа,
                неживая природа] [что?],
собирательные названия человека [кто?]
ед. ч. в чеченском
ед. ч. в ингушском
ед. ч. в чамалинском
названия [живые существа,
                неживая природа] [что?]
ед. ч. в гинухском
ед. ч. в гунзибском
мн. ч. в андийском (в.г.)
ед. ч. в хваршинском
ед. ч. в андийском (в.г.)
ед. ч. в цезском
названия [неживая природа] [что?] 

В трехклассных органиациях

«Класс» Организация Структура содержания «класса» 
кл. v ед. ч. в аварском
ед. ч. в андийском (н.г.)
мн.ч в андийском (н.г.)
ед. ч. в ботлихском 
ед. ч. в годоберинском 
ед. ч. в каратинском 
ед. ч. в ахвахском 
ед. ч. в багвалинском 
ед. ч. в тиндинском 
ед. ч. в бежтинском 
названия [мужчины],
названия отдельных мифологических 
                                персонажей [кто?]                 
кл. j ед. ч. в бежтинском названия [женщины] [кто?],
названия [живые существа, 
                неживая природа] [что?]
ед. ч. в аварском
ед. ч. в андийском (н.г.)
мн. ч. в андийском (н.г.)
ед. ч. в ботлихском 
ед. ч. в годоберинском 
ед. ч. в каратинском 
ед. ч. в ахвахском 
ед. ч. в багвалинском 
ед. ч. в тиндинском
названия [женщины] [кто?]
кл. b ед. ч. в аварском
ед. ч. в андийском  (н.г)
мн. ч. в андийском (н.г.)
ед. ч. в ботлихском 
ед. ч. в годоберинском 
ед. ч. в каратинском 
ед. ч. в ахвахском 
ед. ч. в багвалинском 
ед. ч. в тиндинском
названия [живые существа,
                неживая природа] [что?],
                        ( все названия [что?])     

Схема распределения имен по «классам» и структуры содержания «классов» 
в организациях «с классом v» в аваро-андо-цезских и нахских языках


Условные обозначения:

муж.  названия [мужчины] [кто?]; 
миф. перс. названия отдельных
                   мифологических персонажей
                                                     [кто?];
жен.  названия [женщины] [кто?];
жив. сущ.  названия [живые существа]
                                                      [что?];
неж. прир.  названия [неживая природа]
                                                       [что?];
отд. чел.  отдельные названия человека;
соб. чел.  собирательные названия
                                         человека [кто?].


Отличительные особенности организаций «с классом v» в аваро-андо-цезских и нахских языках

 Организации «с классом v» в системах именных классов аваро-андо-цезских и нахских языков  организации единственного числа, а в андийском языке и организации множественного числа.

Андийский  единственный среди аваро-андо-цезских и нахских   языков, в системе именных классов которого и организация единственного и организация множественного числа «с классом v». Система именных классов андийского языка пережиточно сохраняет, по всей видимости, морфологическое разделение именных классов, не различавшее числа имени.

Организации «с классом v» в системах именных классов аваро-андо-цезских и нахских языков четырехклассные или трехклассные.
Четырехклассные организации «с классом v» во всех нахских  языках: чеченском, ингушском, бацбийском и в части языков аваро-андо-цезских: андийском(в.г.), чамалинском, цезском, гинухском, гунзибском, хваршинском. В остальных аваро-андо-цезских языках: аварском, андийском(н.г.), ботлихском, годоберинском, каратинском, ахвахском, багвалинском, тиндинском, бежтинском организации «с классом v» трехклассные. Организации эти имеют однотипные структуры.

    Общая формула структуры четырехклассных организаций «с классом v» представляется в виде:
    «класс v(  «класс j»  «класс b»  «класс r(l)/d»:

«класс v»  «класс j»  «класс b»  «класс d»  организация ед.ч. в чеченском,
«класс v»  «класс j»  «класс b»  «класс d»  организация ед.ч. в ингушском,
«класс v»  «класс j»  «класс b»  «класс d»  организация ед.ч. в бацбийском,
«класс v»  «класс j»  «класс b»  «класс d»  организация ед.ч. в чамалинском, 
«класс v»  «класс j»  «класс b»  «класс r»  организация ед.ч. в андийском (в.г.),
«класс v»  «класс j»  «класс b»  «класс r»  организация мн.ч. в андийском (в.г.),
«класс »  «класс j»  «класс b»  «класс r»  организация ед.ч. в цезском,
«класс »  «класс j»  «класс b»  «класс r»  организация ед.ч. в гинухском,
«класс »  «класс j»  «класс b»  «класс r»  организация ед.ч. в гунзибском,
«класс »  «класс j»  «класс b»  «класс l»  организация ед.ч. в хваршинском.

    Общая формула структуры трехклассных организаций «с классом v» представляется в виде: 
    «класс v()»  «класс j»  «класс b»:

«класс v»  «класс j»  «класс b»  организация ед.ч. в аварском,
«класс v»  «класс j»  «класс b»  организация ед.ч. в андийском (н.г.),
«класс v»  «класс j»  «класс b»  организация мн.ч. в андийском (н.г.),
«класс v»  «класс j»  «класс b»  организация ед.ч. в ботлихском,
«класс v»  «класс j»  «класс b»  организация ед.ч. в годоберинском,
«класс v»  «класс j»  «класс b»  организация ед.ч. в каратинском,
«класс v»  «класс j»  «класс b»  организация ед.ч. в ахвахском,
«класс v»  «класс j»  «класс b»  организация ед.ч. в багвалинском,
«класс v»  «класс j»  «класс b»  организация ед.ч. в тиндинском,
«класс »  «класс j»  «класс b»  организация ед.ч. в бежтинском.

 В четырехклассных организациях «с классом v» представлены все четыре «класса» имен, установленные в аваро-андо-цезских и нахских (resp. восточнокавказских) языках: «класс v»  «класс j»  «класс b»  «класс r/d»;  в трехклассных организациях «с классом v»  только первые три из них: «класс v»  «класс j»  «класс b».

 В организациях «с классом v» аваро-андо-цезских и нахских языков имена [кто?] представлены двумя «классами»:
«класс v»   названия [мужчины],
                    названия отдельных мифологических персонажей;
«класс j»  названия [женщины].

В представлении носителей аваро-андо-цезских и нахских языков v- в организациях «с классом v»  классификатор названий [мужчины] (мужской «класс»);  j классификатор названий [женщины] (женский «класс») даже в представлении носителей тех аваро-андо-цезских и нахских языков, в организациях «с классом v» которых j- не только при названиях [женщины] [кто?], но и при названиях [живые существа], [неживая природа] [что?].

 Морфологическое разделение имен [кто?] на названия [мужчины]  «класс v» и названия [женщины] – «класс j» в организациях «с классом v» представляет разделение человека на мужчин и женщин по биологическому полу.

 Во всех аваро-андо-цезских и нахских (resp. восточнокавказских) языках в «классе v» только названия [мужчины] и названия отдельных мифологических персонажей; представляются последние в облике мужчины. Одинаковое содержание «класса v» во всех аваро-андо-цезских и нахских (resp. восточнокавказских) языках обеспечено строгим регламентом в них на использование классификатора v- (только при названиях [мужчины] и названиях отдельных мифологических персонажей), заслуживающим внимания уже тем, что не может быть обусловлен пониманием мужчины как биологического вида. Объяснение, вероятнее всего, в факте использования классификатора v-  и при названиях отдельных мифологических персонажей, как отражении мировоззренческих представлений носителей языка, определенных социальными отношениями, сложившимися в их сообществе и обусловившими высокий социальный статус в нем мужчины. Из этого следует, что в морфологическом разделении имен на «классы» первично понимание [мужчины] в социальных отношениях, а не как биологического вида. Понимание [мужчины] в морфологическом разделении имен на «классы» аваро-андо-цезских и нахских (resp. восточнокавказских) языков представляется в свете сказанного реинтерпретацией его первичного понимания. Причинную обусловленность такой реинтерпретации исходного понимания [мужчины] в морфологическом разделении имен на «классы» следует искать в истории данной грамматической категории с привлечением данных культурно-исторического развития носителей восточнокавказских языков.

 Названия [женщины] [кто?] в организациях «с классом v» всех аваро-андо-цезских и нахских языков в «классе j». В трехклассных организациях (за исключением организации в бежтинском) и четырехклассных организациях андийского (ед. ч.) и цезского языков названия [женщины] представлены своим собственным «классом». Во всех остальных четырехклассных организациях и трехклассной организации бежтинского языка в «классе j» наряду с названиями [женщины] [кто?] и названия [живые существа], [неживая природа] [что?], хотя  j-  и в них понимается классификатором названий [женщины].

Что первично: использование классификатора j- при названиях [женщины] [кто?] или при названиях [живые существа], [неживая природа] [что?]?. По всей видимости, первичным для  j- следует предположить функцию классификатора названий [женщины] [кто?]. В систему средств морфологического разделения имен на «классы» j- введен при уже существовавших в ней классификаторах v-, r/d- и b-. Это следует, во-первых, из сопоставления системы средств морфологического разделения имен на «классы» лакского, даргинского, языков лезгинской группы, в которой исторически три классификатора v-, r/d- и b-  и нет классного показателя, который понимался бы классификатором названий [женщины], и системы аваро-андо-цезских и нахских языков: v-, j-, b-, r/d-, классификатор j- которой  в организациях «с классом v» понимается  классификатором названий [женщины]; во-вторых, введение в систему морфологического разделения имен классификатора для названий [женщины] [кто?] предполагает существование для этого социальной основы. Заключалась она, по всей видимости, в изменении социального статуса женщины, следствием которого явилось распространение понятия [кто?] и на женщину. Разумеется,  речь идет не о женщине как биологическом виде человека, а о женщине в социальных отношениях. Распространение [кто?] и на женщин предполагает возможность использования имеющегося в системе классификатора названий [кто?] и при названиях женщин [кто?]. Но из того, что: а) усложнение организации «с классом v» морфологического разделения имен завершилось введением в нее классификатора j- для названий [женщины] [кто?], б) строгий регламент на использование классификатора v- существует во всех восточнокавказских языках, в) ни один из восточнокавказских языков не обнаруживает следов использования в организациях «с классом v» классификатора названий [мужчины] и отдельных мифологических персонажей [кто?] при названиях [женщины] [кто?],  следует, что введение в морфологическое разделение классификатора для названий женщин, на которых распространилось [кто?], а не представление их имеющимся в нем классификатором имен [кто?], было обусловлено регламентом на использование классификатора v- только при названиях мужчин и отдельных мифологических персонажей [кто?].

 Распределение имен по «классам» в трехклассных организациях «с классом v» (за исключением организации в бежтинском) сложности не представляет:
    Имена [кто?]  два «класса»:
«класс v»  названия [мужчины],
                   названия отдельных мифологических персонажей;
«класс j»  названия [женщины].
    Имена [что?]  один «класс»:
«класс b»  названия [живые существа,
                   неживая природа].

В четырехклассных организациях «с классом v» то же самое положение с распределением по «классам» имен [кто?], что и в трехклассных организациях:
«класс v»  названия [мужчины], 
                   названия отдельных мифологических персонажей;
«класс j»  названия [женщины].

Имена же [что?] в четырехклассных организациях «с классом v» (за исключением организаций ед. числа в андийском и цезском) распределены между «классом j», «классом b», «классом r/d» и все попытки исследователей установить критерии отнесения их к тому или иному «классу» успеха не имели.

 Четыре классификатора организации разделения имен «с классом v» (или обозначаемые ими «классы» имен) располагаются в порядке их введения в систему в следующей последовательности: І  «класс v» и ІІ  «класс r/d» («классы» ее исходного состояния), ІІІ  «класс b», IV  «класс j». «Класс v» и «класс j», как будет показано ниже, и в настоящем и исторически  «классы» названий [кто?]. «Класс r/d» исторически «класс» названий [что?]. В четырехклассных организациях современных аваро-андо-цезских и нахских языков он больше представляет названия [неживая природа]. В трехклассных организациях «с классом v» его нет вовсе. В отношении «класса b» все обстоит значительно сложнее. В четырехклассных организациях «с классом v» он один из трех или двух классов названий [что?]. Представляет он, как правило, названия [живые существа, неживая природа]. В трехклассных организациях «с классом v» он представляет все названия [что?]. В трехклассных организациях «без класса v» он представляет все названия [кто?] и часть названий [что?]. В двухклассных организациях «без класса v»  это «класс» названий [кто?]. В какой функции «класс b» был введен в систему морфологического разделения имен на «классы», требует самостоятельного обоснования. Надо полагать, что исходной для него не была и не могла быть функция классификатора названий [что?].

 В четырехклассных организациях «с классом v» может показаться, что просматривается тенденция к представлению названий [женщины] [кто?] классификатором j-, а названий [что?]  классификатором b- и  конечный результат этого процесса  образование трехклассных «класс v»  «класс  j»   «класс b» организаций, в которых:
    Имена [кто?]  два «класса»:
«класс v»  названия [мужчины],
                   названия отдельных мифологических персонажей;
«класс j»  названия [женщины].
    Имена [что?]  один «класс»:
«класс b»  названия [живые существа],
                   названия [неживая природа].

 Изменения в разделении имен на «классы» в организациях «с классом v» направлены на приведение представленного в них морфологического разделения имен на «классы» в соответствие с пониманием содержания семасиологического разделения на [кто?]  человек (как социальное живое существо) и [что?]  все остальное.

Из вышеизложенного следует:
    а) морфологическое разделение имен на «классы» аваро-андо-цезских и нахских языков, вплоть до исходного для функционирующих в них организаций «с классом v», строилось на ином, чем существующее, понимании содержания семасиологического разделения на [кто?] и [что?];
    б) упрощение организаций «с классом v» в двухклассные с одним «классом» для названий [кто?] и одним «классом» для названий [что?] невозможно, т.к. в организациях «с классом v» названия [мужчины] [кто?] и названия [женщины] [кто?] не могут быть объединены в один «класс» названий [кто?] из-за действующего регламента на использование классификатора v- и используемый классификатор при названиях [мужчины]. Оба эти вывода имеют принципиальное значение как для понимания вопросов системы именных «классов», так и для воссоздания ее истории.

Приведение распределения имен по «классам» в соответствие с бинарной системой семасиологического разделения [кто?]  [человек], [что?]  [все остальное] в рамках морфологического разделения имен «с классом v»:

«класс v»  названия [мужчины]      — названия [кто?]
«класс j» — названия [женщины]
«класс b» — названия всего остального — названия [что?],

лишено какой-либо перспективы дальнейших изменений. Следовательно, трехклассная «класс v»  «класс j»  «класс b»  организация с «классом v» должна  рассматриваться как застывшая форма организации разделения имен на «классы» и новые попытки привести морфологическое разделение имен на «классы» в соответствие с их семасиологическим разделением следует искать вне системы организаций «с классом v».